Ханский дворец в Бахчисарае

Ханский дворец в Бахчисарае

 

 Ханский дворец в Бахчисарае: его история, время возникновения дворца-музея, ремонты и реставрации.  

 

В данной статье показаны уникальные материалы трёх столетий: планы Ханского дворца конца 18-го века, гравюры и литографии 19-го, старинные фотографии Бахчисарайского Дворца начала 20-го, а также фотографии 21 века.

 

Ханский дворец как музей и первый его директор

 

После присоединения Крыма к России в 1783 г., когда последний крымский хан покинул престол, ханский дворец охранялся как памятник восточной архитектуры и служил своего рода хранилищем татарского искусства, истории и этнографии. Небольшая коллекция бытовых предметов, украшавших интерьеры дворца, и стала ядром будущего государственного музея.


Датой основания музея считается 4 октября (по старому стилю), 17 октября (по новому) 1917г. (приказ № 57 Таврического губернского комиссара Временного Российского правительства). На должность директора был назначен Усеин Боданинский - известный крымскотатарский просветитель.Открытый для посещения в 1917г. Бахчисарайский музей тюркско-татарской культуры (так он тогда назывался) существовал на средства, отпускаемые городской управой, и на пожертвования.

 

 В 1919 г. коллекционер Б. С. Лавров передал музею часть своей коллекции восточного и западноевропейского оружия - 45 уникальных экспонатов. Коллекции этнографических материалов были приобретены у бахчисарайцев Таира Умерова, Укуш Гафаровой, М. Дремджи. Тяжелые дни пережил Бахчисарайский музей в период гражданской войны. Из фондов было похищено "разного дворцового имущества на сумму 2785 рублей". Голод и разорение начала 20-х гг. также сказались на деятельности дворца-музея. От голода умерли 2 сотрудника: ученый-археолог С. И. Свищев и смотритель древностей Эски-Юрта Эбу Бекир Асан, Сам У. Боданинский был на грани смерти - долго болел тифом. В Бахчисарае вследствие голодной смерти и переселения число жителей сократилось больше чем на 40%. Но все же музейная работа стала постепенно налаживаться.

 

Усеин Боданинский - первый директор музея в Ханском дворце

Усеин Боданинский (слева ) - первый директор музея в Ханском дворце. 20-е годы 20-го столетия

 


При управлении дворца-музея был организован совет, в который вошли наиболее известные в Крыму ученые, деятели культуры: Н. И. Кузнецов, А. И. Маркович, П. П. Сушков, О. Акчокраклы. В местном периодическом издании "Терджиман" ("Переводчик") члены совета постоянно обращались к населению с призывом сохранять исторические памятники, собирать в музей предметы этнографии, искусства, быта. За короткий срок своего существования музей пополнил фонды до 2 тыс. единиц.

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

Усеин Боданинский ( по центру сидит), Осман Акъчокъракълы (справа)  и группа археологов. 20-е годы 20-го столетия

 

В 1921 г. специальным приказом Крымского ревкома "пещерные города": Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен, Тепе-Кермен, а также "ханские кладбища" и все "дюрбе" Бахчисарайского района наряду с другими историческими памятниками Крыма и музеями объявлялись собственностью республики и передавались в полное распоряжение Крымохриса.В сентябре 1922 г. Бахчисарайский музей был включен в список общегосударственных музеев, что позволила значительно расширить научную деятельность, увеличить штат сотрудников, организовать плановые экспедиции, командировки.

 

 

Улицы Бахчисарая. 20-е годы 20-го столетия

Улицы Бахчисарая. 20-е годы 20-го столетия 

 

 

Первая этнографическая экспедиция была предпринята в 1923 г. сотрудником музея О. Акчокраклы в деревни Ускут, Капсихор, Арпат, расположенные в Восточном Крыму. В 1924 г. вместе с представителем научной Ассоциации востоковедения при ЦИК СССР профессором А. С. Башкировым музей вел археологические разведки на территории древнего татарского кладбища Кырк-Азизлер в Эски-Юрте. Материалы раскопок стали основой для создания археологического отдела. В 1925 г. музей совместно с научной Ассоциацией востоковедения начал археологические исследования на территории Солхата (Старый Крым).

 

 

 Улицы Бахчисарая. 20-е годы 20-го столетия

Улицы Бахчисарая. 20-е годы 20-го столетия 

 

Музей принял активное участие в этнографической экспедиции. В ее задачи входило выявление районов, в которых уцелел исторический, бытовой и фольклорный материал. Экспедиция (6 человек) проехала 500 верст, посетив 64 населенных пункта Крыма. За 42 дня собрано 150 этнографических бытовых предметов, записано около 1000 образцов народного фольклора, сфотографировано 200 памятников, зарисовано-300. Была собрана уникальная коллекция рукописных и старопечатных книг.

 

 

Бахчисарайский Ханский дворец. 20-е годы 20-го столетия

 

Бахчисарайский Ханский дворец. 20-е годы 20-го столетия 

 


Бахчисарайский музей участвовал в международной выставке декоративных искусств и современной художественной промышленности в Париже (1925). Всего на Парижской выставке экспонировался 771 экспонат крымского народного декоративно-прикладного искусства. Крымским вышивкам была присуждена бронзовая медаль (пятая степень наград).

 

 

Ханский Дворец.К.Боссоли 1856 г

 


1925 г. был в истории Бахчисарайского музея одним из самых плодотворных и насыщенных различными событиями: развивалась этнографическая, археологическая, выставочная деятельность музея, укрепились его контакты с различными научными организациями, филиалами музея стали "пещерные города", мемориальный музей им. И. М. Гаспринского, Коккозский дворец (село Соколиное).

 

 

Ханский дворец. Фото 20-х годов 20-го столетия

 

Ханский дворец. Фото 20-х годов 20-го столетия

 

В 30-е гг. намечается ослабление музейной работы, в том числе и по охране памятников. В 1927 г. в Крыму прекратил деятельность Крымохрис; памятники лишались финансовой поддержки и передавались местным музеям. В 1929-1930 гг. был расформирован нахо¬дившийся в структуре Наркомпроса РСФСР Отдел по делам музеев и охране памятников истории и старины. Защитников памятников стали обвинять в отрыве от дела строительства социализма, в "буржуазном национализме" и даже в антисоветской деятельности. Имена известных крымских историков и музейных работников, таких как О. Акчокраклы. Я. Кемаль, А. И. Маркович, Н. Л. Эрнст, У. Боданинский исчезли со страниц газет и журналов. У. Боданинский вынужден был уйти из музея. В период с 1930 по 1940 г. фонды музея пополнялись, как правило, только за счет материалов археологических раскопок.

 

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

Ф.И. Гросс.  Вид города Бахчисарая, в Крыму, литография 1856 г.

 

 

 

Ханский дворец в годы Великой Отечественной войны


В первые дни Великой Отечественной войны все музеи Крыма получили приказ Комитета по делам искусств о вывозе наиболее ценных экспонатов в центральную часть России. Но Бахчисарайский музей не успел его выполнить. За 2 дня до прихода фашистов в Бахчисарай ночью упакованные в ящики наиболее ценные экспонаты были перевезены в пещеры Чуфут-Кале и надежно спрятаны. О месте хранения знали только несколько человек.

 

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 


В апреле 1944 г., перед приходом крымских партизан в Бахчисарай, место хранения фондов было открыто оккупантам. Ящики с экспонатами были перевезены в музей, вскрыты и разграблены. Предметы нумизматики, оружие, красно-лаковая керамика, ковры были вывезены в Германию.
В первые послевоенные годы фонды музея значительно пополнились за счет имущества спецпереселенцев (так назывались тогда репрессированные крымские татары). С мая 1944 г. всякое упоминание о крымских татарах было под запретом. Негативное отношение властей к истории крымских татар едва не привело к ликвидации Бахчисарайского музея. Только лишь усилия М. Г. Кустовой спасли этот уникальный памятник от разрушения и полного забвения. Не считаясь с трудностями, лишениями голодных послевоенных лет, эта удивительная женщина вновь возродила к жизни Бахчисарайский музей. Своим упорным трудом она добилась восстановления многих памятников, по ее инициативе была продолжена реставрация дворца. Огромная заслуга Марии Георгиевны Кустовой у послевоенных пополнениях фондов музея, в сохранении этнографических коллекций…

 

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

 

 

Этапы ремонта, строительства и реставрации Ханского дворца

 

В жизни дворца можно выделить четыре этапа: строительный, восстановительный, ремонтный и ремонтно-реставрационный.
Первый — начало XVI — первая половина XVIII в.. второй — второй половины XVIII в. по 1783 г. Рубежом, разделяющим два этапа, является большой пожар 1736 г., когда русские войска под командованием Миниха овладели Бахчисараем. В одном из донесений Миних писал: "В то время наши люди в таком были сердце, что никак невозможно было удержать, чтоб в Бахчисарае в ханских палатах огня не подложили...". Однако следует отметить, что размеры ущерба были несколько преувеличены, не все стен рухнули. Во время реставрации начала 60-х гг. XX в. в верхних частях каменных стен, под штукатуркой, в зале Дивана были обнаружены обгоревшие балки.

 

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 


Второй период начался с восстановления поврежденных и строительства новых зданий. По свидетельству известного историка Ф. Бруна, "Портою были присланы из Константинополя строевой материал, архитекторы и красильщики". Судя по всему, строительные работы затянулись до середины XVIII в. В этот период складывается нынешний ансамбль с его яркими и выразительными чертами. Прежде всего обращают на себя внимание выступающие козырьки крыш, островерхие дымоходы, оконные решетки и витражи.

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

 

Побывавший в мае 1787 г. в Бахчисарае французский посол в России граф де Сегюр в своих путевых заметках пишет: «Дворец был построен по образцу константинопольского сераля, только в меньшем размере». С присоединением Крыма к России начинается третий период в жизни дворца (1783-1971 гг.). Основным его содержанием стали многочисленные ремонты, которые, как правило, приурочивались к приезду российских императоров. К приезду Екатерины II дворец ремонтировали в течение трех (1783-1787 гг. ).

 

 

Планы Ханского Дворца из книги П.Сумарокова 1802

 

 

Об этом ремонте сохранилось очень мало сведений. Известно, что в Фонтанный дворик перенесли фонтан Слез, построили крытую галерею и лестницу на второй этаж. Характеризуя этот ремонт, Л. И. Маркевич писал: "Хотя де Рибас обнаружил в отделке мною вкуса и сумел сохранить во многих частях восточный колорит, однако дворец во многом утратил первоначальный стиль».


В 1799 г. указом Павла I Бахчисарайский дворец был передан в ведение ГОФ-интендантской конторы, а спустя два года новороссийский генерал-губернатор Михельсон доставил ведомость, из которой видно, что были починены крыши, полы, двери, окна, а также обе мечети. В 1818 г. была запланирована поездка в Крым Александра I, но произошла неувязка -- он приехал до ремонта. В (память об этом посещении был воздвигнут большой фонтан, расположенный у лестницы, ведущей к террасам дворцового сада).

 

 

План города Бахчисарая на 1775 г.


 

По мнению одного из исследователей дворца Н. П. Кондакова, '"Невежество и злая воля преуспели". Уже в 1822 г. Колодин доносил об окончании разборки старого дворца, гаремного корпуса и других зданий в Персидском саду. Слухи о невежественном ремонте дошли до новороссийского генерал-губернатора графа М. С. Воронцова. В результате проверки они подтвердились. Колодин был отстранен, руководство ремонтом поручено архитектору Эльсону.

 

План Джакомо Тромбаро Ханского дворца в Бахчисарае.1787 г.

 

 

План Гесте Ханского Дворца


Строительные и отделочные работы продолжались до 1831 г., производилась окраска стен, потолков, для стеклянных работ был приглашен итальянский мастер Петро Пеллини…Во время Крымской войны (1854-1856 гг.) во дворце был госпиталь. После окончания войны последовала серия небольших ремонтов в 1858-1859, 1862-1863, 1866-1867 гг. К последнему десятилетию XIX в. дворец пришел в "ветхость", ввиду этого Таврический генерал-губернатор снова возбудил вопрос о ремонте. В 1892 и 1893 гг. последовало два высочайших повеления об "исправлении" ханского дворца. Причем впервые речь зашла о реставрации. По желанию императора Александра III проект должен был быть составлен для восстановления его в "точном древнем виде" Проделана была большая работа, но приступить к её осуществлению так и не удалось.

План Бахчисарайского дворца. конец 19-го века

 

План Бахчисарайского дворца.  начало 20 века

 


Ремонт был предпринят лишь в 30-х гг. XX в. Восстанавливались крыши, потолки, окна: фасады пришлось забелить, что придало дворцу невзрачный вид. Руководивший ремонтом архитектор П. М. Голландский сетовал на недостаточность средств и специалистов.
К широкомасштабной реставрации дворца обратились лишь в 1961-1964 гг…

 

 

Ханский Дворец

 

 

Ханский Дворец

 

 

Ханский Дворец

 

 

Ханский Дворец

 

 

Ханский Дворец

 

 

Ханский Дворец

 

Ремонтные работы в Ханском Дворце в 30-х годах прошлого века

                   

 

 

 

 

Вид на старую часть Бахчисарая

Вид на старую часть Бахчисарая. 

 

 

 

Комплекс построек Бахчисарайского Дворца Крымских Ханов

 

Главной исторической достопримечательностью города Бахчисарая является Хан-сарай (дворец крымских ханов). Хан-сарай был построен как резиденция династии Гераев – правителей Крымского Ханства и являлся жилищем правителя на срок исполнения его обязанностей. На протяжении почти трёх столетий Бахчисарайский дворец служил центром политической, духовной и культурной жизни ханства. 

 

Бахчисарайский Ханский дворец

 

Хан-сарай – архитектурный ансамбль средневекового квартала, современные границы которого очерчиваются следующим образом: на юге улицами Краснофлотская и Большевик, на западе – усадебной застройкой улиц Большевик и Речная, на севере – улицей Речной и набережной Чурук-Су, на востоке – переулком Историческим.

 

Бахчисарайский Ханский Дворец

 

К дворцу примыкала обширная садово-парковая зона. Современная площадь дворцовых построек с садами около 5 га. До нашего времени сохранилось немного: две Ханские мечети – Большая и Малая, ханское кладбище с двумя мавзолеями-дюрбе, постройки официального предназначения, в том числе Зал Дивана, жилые помещения для ханов, гостей, прислуги, охраны, гарем, две надвратные и одна обзорная башни, кухонный двор, конюшенный корпус, шесть внутренних двориков, четырнадцать фонтанов разного времени. В ханское время этот список был куда обширнее.

 

Бахчисарайский Ханский дворец

 

 

 

Зал Дивана (Совета и Суда). Первая половина XVII в.

 

Очевидно, что после пожара, учинённого войсками фельдмаршала Миниха в 1736 г., в результате ремонтных работ, произведённых в правление Селямет Герай хана, главные двери, ведущие во внутренние покои, оказались на северной стене Зала Дивана – одного из крупнейших помещений дворца.

 

(Селямет II Герай хан – (1691-1751 гг.) – младший сын Селима II Герая. Селямет II Герай занялся восстановлением столицы ханства, лежащей в развалинах после похода русских войск под командованием фельдмаршала Б.К.Миниха. В его правление началась масштабная реконструкция Ханского дворца и, в частности, Биюк Хан-джами (Большой Ханской мечети). На многих постройках дворца (двух дворцовых мечетях, портале Зала Дивана) до сих пор сохранились надписи, упоминающие имя хана-восстановителя. До начала XX в. во дворце существовала беседка его именем. В следствии дворцовых интриг в 1743 г.  Селямет II Герай потерял ханский титул и поселился близ Янболу (сейчас город в Болгария). Он скончался в 1751 г. был похоронен неподалёку от городской мечети. )

 

Зал Дивана

 

Зал Дивана в Ханском Дворце. Фото 20-е года 20-го столетия

 

Об этом свидетельствует и надпись на мраморной плите, установленной над входом: «Двери Дивана.Селямет Герай хан, сын Хаджи Селим Герай хана 1156 г.» (1743 г.). По свидетельству очевидцев, здесь располагалась ханская канцелярия, которую в своём «Описании…дворца» адъютант фельдмаршал Миниха генерал Манштейн называл «сенями».Во времена хана здесь, вдоль стен, располагались диванчики, сеты. Сидя на них, посетители ожидали приёма в Зал Дивана, где проходили заседания высшего органа управления государством.

 

Когда войска фельдмаршала Миниха взяли Бахчисарай в 1736 г. его адъютант Г.Манштейн подробно описал Зал Дивана, представленный ему как «приёмная зала старого дворца: «Зала делились на две половины: правая представляла, как бы альковы и была на одну ступень выше против левой половины; во всю ширину залы на 4 фута выше её пола шла открытая галерея, шириной в сажень, она была устроена для удобства татарских вельмож, когда они справляли здесь Байрам. Стены залы были вместо ковров выложены разноцветным фаянсом; сама зала освещалась окнами в два ряда: в верхнем ряду стёкла были разноцветные. Нижние же окна, большей величины, были снабжены двойными ставнями, из которых внутренние были лёгкие, решётчатые, пропускавшие прохладу в залу».

 

В верхней части северной стены находится Ханский тайник, узкий балкон над порталом. Он оформлен трафаретной росписью в виде филёнок, размещённых между решётчатыми проёмами в нижней части. Верхняя часть тайника завершена орнаментальным трафаретным карнизом, нижняя- деревянными кронштейнами. Тайник поддерживается двумя деревянными столбами, между которыми заключён деревянный резной портал. С двух сторон резного портала – деревянная балюстрада. Под тайником – участок росписи, имитирующий отделку мраморными плитами. Между кронштейнами – два слоя росписи в виде растительного орнамента, на филёнках под решётками – в виде гирлянды…

 

 

Потолок в Зале Дивана в Ханском Дворце

 

Потолок в Зале Дивана в Ханском Дворце

 

Вследствие реставрационных работ первой трети XIX в. интерьеры этого Зала претерпели довольно сильные изменения. Особенно пострадали потолок и росписи стен. Исчез мраморный фонтан в центре Зала, который ещё упоминали адъютант Манштейн и французский посланник при дворе крымских ханов барон де Тотт..


 

 

 

 

 

Камины в Ханском Дворце

 

Камины в Ханском Дворце

 

 

Камины в Ханском Дворце

 

Камины в Ханском Дворце

 

Камины в Ханском Дворце

 

Камины в Ханском Дворце

 

Камины в Ханском Дворце

Камины в Ханском Дворце

 

 

 

 

Демир-Капу (Железные двери) в Ханском Дворце фото 1920-х годов

Демир-Капу (Железные двери) в Ханском Дворце фото 1920-х годов

 

 

 

Демир-Капу (Железные двери) в Ханском Дворце. С книги П. Сумарокова (1805 г) и фото 1920-х годов

Демир-Капу (Железные двери) в Ханском Дворце. С книги П. Сумарокова (1805 г) и фото 1920-х годов

 

 

Демиру Капу в Ханском Дворце

 

Демиру Капу в Ханском Дворце

 

Демир Капу в Ханском Дворце 

 

   

                                                                               

 

 

 

 

Малая дворцовая мечеть ( XVI в.)

 

Малая дворцовая мечеть принадлежит к числу самых старых построек комплекса Ханского дворца, представляет собой прямоугольное в плане сооружение, крытое куполом и коробовыми сводами.В качестве опоры перекрытия выступала верхняя часть – массивный восьмигранный барабан с арками и «парусами»…В южной стене, как и надлежит, находится молитвенная ниша – михраб, традиционно повёрнутая к Мекке…

 

Вход в Малую Дворцовую мечеть

 

Вход в Малую Дворцовую мечеть 

 

Старинное сооружение сгорело в 1736 г. Спустя несколько лет, а именно в 1741 г., на её месте возникла новая мечеть, построенная по приказу хана Селямета Герая. Имя хана и дата окончания строительства высечены на мраморной доске над входом. Интересно, что купол и крыша мечети были покрыты свинцом, а не черепицей, как указывалось на плане Гесте, где крыша мечети показана серым, как как в описи дворца 1800 г. указывалось, что «близ золотого фонтана, мечеть покрыта свинцом».

 

Михраб в Малой Дворцовой мечети

Михраб в Малой Дворцовой мечети 

 

 

Стены мечети, прежде беленные известковым раствором, были расчищены в начале XX в. при производстве реставрационных работ архитектором Некрасовым. Под известковым набелом были вскрыты клеевые росписи, имитирующие облицовку стен под серо-зелёный мрамор. Это узор из прямых широких линий светло-серых, чёрно-серых  и зелёных тонов. Роспись сохранилась только на южной стене и фрагментарно на западной…

 

Страусиные яйца под потолком в Малой Дворцовой мечети

Страусиные яйца под потолком в Малой Дворцовой мечети

 

 

Парадные помещения второго этажа.

 

Второй этаж главного корпуса, вероятно, был перестроен после пожара в 1736 г. Посольский зал – одно из самых парадных помещений, где сохранились следы росписей, относящихся к середине XVIII в. Манштейн писал, что зал имел два ряда окон, пол был мраморным. Два ремонта – «потёмкинский» в 1783-1787 гг. и колодинский – в 1820-1822 гг.- окончательно исказили интерьер этого некогда монументального зала.

 

До наших дней отделка почти не дошла, за исключением некоторых фрагментов. Среди них, роспись восточной стены зала, смежной с Золотым кабинетом, представляющая собой имитацию облицовки под мрамор; под трафаретной отделкой роспись на стенах «галереи», представляющая собой филенчатую разбивку с растительным орнаментом такого же типа, как орнаментальная роспись на стенах Зала Совета…

 

В глубине Посольского зала есть расписная дверь, ведущая в Золотой (или Фруктовый) кабинет – квадратное помещение над Летней беседкой. Стены украшены архитектурными деталями с позолотой и алебастровыми вставками с изображением фруктов. Потолок – резной, деревянный, в его центре свисает хрустальная люстра. Окна расположены с трёх сторон в два яруса, в четвёртой стене – входная дверь и высокий камин. Это единственное помещение, в котором было сразу прорублено два ряда окон.

 

Характерной особенностью почти всех помещений, в том числе и Золотого кабинета, являются камины, куда ставились мангалы. Наружным их атрибутом являются многочисленные фигурные трубы, которые украшают внешний вид дворца. Лепные и живописные работы, выполненные Омером… Секрет этой залы (Золотого кабинета) заключаются в контрасте тёмной задней стены, сплошь заставленной деревянными шкафчиками с тремя наружными стенками, почти прозрачными от обилия окон, через цветные стёкла и густые железные решётки которых льётся приятный матовый свет. С западной стороны к Золотому кабинету примыкает Кофейная комната, которая является одним из ранних элементов дворца…

                                                                                        

 

Банный комплекс – Хамам «Сары Гузель» (1532 г.)

 

Рядом с Большой ханской мечетью располагается банный комплекс – Хамам «Сары Гузель», самая древняя датированная постройка Ханского дворца наряду с Большой ханской мечетью. Эвлия Челеби именует её баней Сахиба Герай хана. Над входной дверью следующая надпись (тарих) : «На этом высоком месте баню построил справедливый султан Сахиб Герай хан, сын Менгли Герай хана, сына Хаджи Гирай хана. Год 939 Хиджры». (1532 г.)…

План бани Сары-Гузель

Бани представляли собой два абсолютно симметричных зальных комплекса, соединённых между собой общим, обслуживающим обе половины, помещением-котельной. Каждая их этих половин представляла собой предбанник, большую залу для раздевания, а также для отдыха для мытья. Здесь же находился фонтан и бассейн. В эту залу выходили несколько небольших комнат – собственно кабин для мытья. Эти помещения были квадратными в плане, имели вдоль стен лавки для мытья, перекрывались полусферическими куполами, через отверстия в которых комнаты освещались.

 

Бани Мухммед-Герая в Бахчисарае *(не сохранились), Литография 19-го века

 

Бани Мухммед-Герая в Бахчисарае (не сохранились). Литография 19-го века

 

В некоторых случаях купольные отверстия пропускали свет сквозь вставленные в них стёкла, другие же, не имеющие стёкол, служили для вентиляции. Предбанники имели плоские деревянные перекрытия. Отопление и водоснабжение осуществлялось из-под пола, т.е. нагретый воздух и дым по кирпичным каналам частично направлялся под резервуар с водой, а частично – подогревал каменные полы всех банных помещений. В банных помещениях вдоль стен устраивались каменные сиденья, в стенах – раковины с кранами для горячей и холодной воды, которая подавалась по свинцовым трубам…

 

Бахчисарайские бани. Гравюра 19 века

 

Бахчисарайские бани. Гравюра 19 века

 

 

 

Бахчисарайские бани Сары-Гузель

Бахчисарайские бани. фото 1920-х годов

 

 

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

Бахчисарайские бани Сары-Гузель

 

 

 

Мавзолей-ротонда Менгли II Герая (1678-1740 гг.)

 

Рядом интересных архитектурных особенностей характеризуется место захоронения хана Менгли II Герая. Собственно, надгробие имеет облик, типичный для всех мраморных памятников ханского кладбища соответствующего периода, но окружено восьмигранной ротондой с восемью колоннами по углам. Эта конструкция тоже является дюрбе. Отличительной чертой памятника также является то, что эпитафия на нём выполнена на персидском, в то время, как все остальные надписи ханского кладбища тюркографичны или арабографичны. Это отличие, скорее всего, объясняется тем фактом, что Менгли II Герай, проникнувшись идеями суфизма, был видным деятелем, основавшим несколько дервишеских обителей. Известно, что фарси весьма широко использовался в суфийской среде, как язык сокровенных писаний и духовной поэзии. Недаром в XIX в. его дюрбе называли «ротондой дервиша».

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

Внутри дюрбе и вдоль дорожек ханского кладбища стоят памятники, высеченные из мрамора или известняка. К сожалению, многие надгробия утеряны. Менгли II Герай (1678-1740 гг.) – сын Селима I Герая. Дважды вступал на крымской престол в 1724-1730 и 1737-1740 гг. Менгли II Герай был мудрым и уважаемым правителем, подавившим внутренний конфликт, облегчившим для народа налоговое бремя и отразившим внешнюю агрессию. Жертвовал средства на постройку мечетей, текие и медресе в Крыму, Буджаке и Турции. Умер в Бахчисарае в начале 1740 г. и был похоронен в ротонде на Ханском кладбище Бахчисарайского дворца.

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

 

 

 

Мавзолей – дюрбе  Диляры Бикеч (1764г.)

 

Ханский некрополь у южной стены Большой Ханской мечети – не единственный погребальный комплекс в пределах дворцового архитектурного ансамбля. С юга к садовым террасам Ханского дворца примыкало ещё одно кладбище. Но на его месте сохранилось лишь одно дюрбе Диляры Бикеч. Надпись на плите, ранее украшавший вход мавзолея, а теперь хранящейся в лапидарии заповедника приводит дату 1177 г.х = 1764 г.

 

Дюрбе Диляры Бикеч

 

Дюрбе Диляры Бикеч относится к более поздним по времени купольным мавзолеям… Памятник этот имеет большое значение в истории развития монументального зодчества в Крыму. В системе монументальных сооружений религиозного характера этот памятник является завершающим аккордом развития купольных дюрбе в Крыму.

 

 

 

Уникальным памятником мусульманской культовой архитектуры является ханское кладбище-мезарлыкъ. Оно расположено в огороженном дворе к югу от Хан-джами. На территории кладбища сохранилось два мавзолея-дюрбе, а также в настоящее время насчитывается более сотни надгробных памятников и их фрагментов. Надгробия изготовлены из камня-известняка и мрамора, имеют различную степень сохранности. Большинство сохранившихся надгробий имеют надписи с датами и именами погребённых. Многие памятники со следами механических повреждений, часть была перемещена со своих мест. В послевоенное время на ханском кладбище была размещена часть надгробных памятников золотоордынского периода из местности Кырк-Азизлер.

 

Дюрбе Диляры Бикеч

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

Дюрбе Диляры Бикеч

 

 

 

 

 

Северное и Южное дюрбе.

 

На Ханском кладбище выстроены два мавзолея-дюрбе.

Северный мавзолей – Дюрбе Девлета I Герая XVI в. с шестью захоронениями и южный мавзолей – Дюрбе Исляма III Герая XVII в. с девятью захоронениями.

 

Дюрбе Девлет Герая

Дюрбе Девлет Герая 

 

Северное дюрбе – монументальное каменное восьмигранное сооружение – одно из двух мавзолеев-дюрбе – мест захоронения членов ханской династии, сооружённых в XVI-XVII вв. По технике возведения сооружение отвечает типичным архитектурным особенностям погребальных сооружений того времени. Внешней отделки дюрбе практически не имеет.

 

Дюрбе Девлет Герая

Дюрбе Девлет Герая. фото 1920-х годов

 

Одна из граней – центральная – имеет две михрабные ниши, украшенные резьбой по камню, расположенные по обеим сторонам входных дверей. Нынешний вход в дюрбе со стороны юго-восточной стены – поздняя переделка из оконного проёма; изначально вход в здание находился с северо-восточной стороны…Внутри помещение освещается через решётчатые оконные проёмы в нижнем ярусе и окна с деревянными рамами в верхнем. Пол выложен новейшей известковой плиткой.

 

Дюрбе Ислям Герая. В. Кизеветтер 1854 г.

 

Дюрбе Ислям Герая. В. Кизеветтер 1854 г.

 

Южное дюрбе – мавзолей Исляма Герая. За исключением отдельных деталей, он внешне практически тождественен соседнему. Едва заметна разница пропорций, наличие колонок на рёбрах граней, более массивные профилированные карнизы, а также отсутствие михрабов при входе (вход сохранён изначальный в северо-восточной стене). 

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

 

Ислям III Герай – (1604-1654 гг.) – сын Селямета I Герая. Крымскому хану удалось установить мир с бейскими родами и обеспечить их согласие между собой. Был отважной и щедрой личностью. На собственные средства строил и обновлял общественные (бани, фонтаны) и крепостные сооружения по всему Крыму. Умер в Бахчисарае и похоронен в дюрбе на Ханском кладбище, позже получившем название «Южное дюрбе».

 

Дюрбе Ислям Герая.фото 1920-х годов

 

 

 

Минарет Большой мечети в Ханском Дворце

Минарет Большой мечети в Ханском Дворце

 

 

Внутри Большой Ханской мечети

 

Внутри Большой Ханской мечети

 

 

Мимбер в Ханской мечети

Мимбер в Ханской мечети

 

 

 

Минарет Большой Ханской мечети

 

Минарет Большой Ханской мечети

 

 

 

Минарет Большой Ханской мечети

 

Минарет Большой Ханской мечети

 

 

 

 Большая Ханская мечеть. фото 1920-х годов

 

 Большая Ханская мечеть. фото 1920-х годов

 

 Большая Ханская мечеть

 

 

 

Размеры Большой Ханской мечети

Размеры Большой Ханской мечети

 

Названия архитектурных элементов и сооружений относящиеся к мечети

Названия архитектурных элементов и сооружений относящиеся к мечети

 

 

Соколиная башня в Ханском Дворце. фото 1920-х годов

Соколиная башня в Ханском Дворце. фото 1920-х годов

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

 

Ханский дворец в Бахчисарае и его история

 

 

Снять жилье рядом