Пещерный город Чуфут-Кале вблизи Бахчисарая

Пещерный город Чуфут-Кале вблизи Бахчисарая

Чуфут-Кале: история, гравюры, фото

Городище Чуфут-Кале (иудейская крепость) находится на юго-восточной окраине г. Бахчисарая, на плато столовой горы, на высоте более 500 метров над уровнем моря. С трёх сторон – северной, западной и южной оно окружено высокими, до 30 метров, обрывами, и только с четвёртой, восточной, сюда имеется относительно хороший доступ.

Общая площадь поселения – 46 га. Территория городища разделяется на три части: с запада и на восток – мыс Бурунчак (36 га) – незастроенная часть, где в случае военной опасности могли укрывать скот и имущество жители окрестных долин, а в более позднее время размещался ханский зверинец; «Старый город» (7 га), по традиции считающийся древней частью поселения; «Новый город» (3 га), возникший как посад не ранее XIV-XV вв…

Люди облюбовали эти места ещё в неолите (не менее 7 тыс. лет назад). В первом тысячелетии до нашей эры здесь, видимо, жили носители кизилкобинской археологической культуры, которых многие авторы отождествляют с таврами…

 

Крепость здесь была основана в конце VI-VII вв. и принадлежала готоаланам-федератам Византийской империи. В то время в ней находился небольшой гарнизон. Но в случае военной опасности здесь могли укрыться вместе со своим имуществом жители густозаселённых окрестных долин…

 

Chufut-Kale

 

Письменные источники XIII-XVII вв. называют это место Кырк-ор или Кырк-ер, что в переводе с крымскотатарского языка означает «сорок укреплений» …

 

Впервые в письменных источниках городище упоминается под 1299 г. Арабский летописец Рукнедин Бейбарс сообщает о том, что золотоордынский темник Ногай в ответ на убийство в Крыму своего внука направился на полуостров с карательной экспедицией. В числе разорённых им мест значится и Кырк-ор.

 

Chufut-Kale shema

 

Но после похода Ногая крепость не была подчинена золотоордынцами. В 1321 г. арабский географ Абульфеда пишет: « Керкер… находится в стране Ассов (алан-авт.)» Вероятнее всего, до середины XIV в. городище являлось центром крымской Алании, которая упоминается в ряде источников с Готией. В 40-х гг. XIV в., в период правления Джанибека,Кырк-ор был захвачен татарами. С этого времени начался новый этап в истории.

 

История Чуфут-Кале

 

 

Городище становится центром относительно самостоятельного золотоордынского бейлика (области), возглавляемого беками Яшлау. Известно, что кыркорский хан вместе с мангупским и солхатским участвовал в сражении с литовским князем Ольгердом в 1363 г.

 

В XV в.,в период образования Крымского ханства, Чуфут-кале становится первой столицей этого государства. Здесь устроили свою резиденцию первые Крымские ханы- Хаджи Гирей и Менгли Гирей. В это время в Кырк-оре расширяется мечеть, воздвигнутая при Джанибеке, основывается мусульманская духовная школа, находится ханский дворец, чеканится монета, принимаются послы иностранных государств, заключаются дипломатические договоры.

 

Chufut-Kale

 

Из ханских ярлыков (жалованных грамот) мы узнаём, что в городе живут мусульманская, христианская (вероятно, греческая и армянская) и иудейская (которая включала как равинистов, так и караимов) общины. Две последние к востоку от крепостной стены основывают посад (предместье), который впоследствии стал именоваться Новым городом.

 

Но Чуфут-кале не суждено долго оставаться столицей. В начале XVI в. строится Бахчисарай. Туда же переезжает хан со свитой, а за ним и почти все мусульмане. Уже в начале XVII в. татарами были лишь начальник и кади (судья). Но она ещё долго продолжала использоваться ханами как склад оружия и убежища на случай междоусобиц. После ухода татар здесь в основном жили караимская и немногочисленная армянская общины, а после вывода христиан из Крыма в 1778 г.-одни караимы. После присоединения Крыма к России в 1783 г.  жители начинают постепенно покидать Чуфут-кале, и к началу XX века городище было практически необитаемым.

 

Chufut-Kale

 

Чуфут-кале – хорошо укреплённая крепость. Главным её защитным сооружение (до XVI в.) была Средняя оборонительная стена – самый древний архитектурный памятник городища. Она имела довольно сложную планировку, подчиненную условиям местности…

Во второй половине XV в. в связи с появлением огнестрельного оружия стену усиливают: её тыльный панцирь разбирают и с внутренней стороны делают утолщение, в результате чего её толщина увеличивается до 10 м…

 

Chufut-Kale

 

Естественно, что и в других местах, где противник мог проникнуть на плато, доступ на городище должны были перекрывать защитные линии. Оставалось четыре относительно легкодоступные расселины, которые необходимо было защитить. На север-западных склонах это Кучук-исар (малая стена) и Буюк исар (большая стена) …

 

Chufut-Kale

 

Ещё один подобный фортификационный узел – Пенджере исар (стена с окном) – находился с юго-западной стороны…

 

Chufut-Kale

 

 

Chufut-Kale

 

Восточная оборонительная стена длиной 128 метров состоит из трёх куртин и трёх башен, отличающихся друг от друга по технике кладки и характеру использования материала….

 

Chufut-Kale

 

 

Chufut-Kale

..Воздвигнув крепость, строители не могли не позаботиться о её водоснабжении. Известно, что уже в XVII в. Чуфут-кале было безводным местом. Воду из источника, расположенного в долине, сюда поднимали в кожаных бурдюках, навьюченных на лошадей и ослов. Важным подспорьем была дождевая вода, которую собирали в цистерны и пифосы.

 

Chufut-Kale

 

Сохранился здесь и водосборный колодец, расположенный в Старом городе, перед воротами Средней оборонительной стены. Он представляет собой вырубленный в скале резервуар, куда поступает дождевая и талая вода. Причём колодец и каналы к нему устроены так, что основной поток воды из «нового города» неизбежно оказывается в колодце. Рядом с ним в скале вырублены два небольших отстойника. В Новом городе не ранее XVI в. был устроен ещё один колодец, Копка-кую (колодец-ведро) – вертикальный ствол, пробитый в толще скалы и ведший в естественный грот с источником у подножия плато.

 

 

Chufut-Kale

 

Но самое древнее гидротехническое сооружение находилось в районе Южных ворот, ниже стены Пенджере-исар. Это Сокур – кую (слепой колодец). К сожалению, расчистка его заполнения проводилась спелеологами практически без контроля археологов, в результате чего большая часть исторической информации была безвозвратно утеряна. Колодец состоит из наклонной галереи, вертикальной шахты и ряда других сооружений…

 

Chufut-Kale

 

Около входа в колодец, на глубине 45 см. в 2002 году был найден монетный клад, состоящий из 30 золотых монет, 4253 серебряных и одной медной. По мнению автора находки, В.В.Майко, клад был зарыт в 60-70 гг. XV в.

 

Мечеть расположена на территории Старого города недалеко от ворот Средней оборонительной стены. Она вместе с мавзолеем Джанике-ханым в мусульманский период составляла архитектурный ансамбль главной площади Кырк-ора…

 

Chufur-kale

 

Мечеть была построена в 1346 году в правление золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. её основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Гирей, сделав её соборной. Ещё в середине XVII в. здание стояло, хотя и было закрыто. Рядом с мечетью, по сообщению некоторых источников, было построено медресе.

 

Chufur-kale

 

Chufur-kale

 

Chufur-kale

 

Chufur-kale

 

Chufur-kale

 

История Чуфут-Кале

 

Рядом с мечетью высится ещё одно строение мусульманского периода- дюрбе (мавзолей) Джанике-ханым – дочери золотордынского хана Тохтамыша. Это восьмигранное центрическое сооружение, увенчанное черепичной крышей. С южной стороны к нему в XIX веке был пристроен портал, образованный пилонами, перекрытыми массивной аркой. Портал имеет полуциркульную арку: внутри с обеих сторон имеется по одной углублённой нише в виде полукругов в плане и арабесковым куполом. Надпись над входом в мавзолей и на мраморном надгробии внутри мавзолея гласила: «Это гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана» (1437).

 

Chufur-kale

 

 

Chufur-kale

 

Chufur-kale

Родословная Джанике-Ханым 

 

Согласно источникам, дочь хана Тохтамыша была выдана замуж за одного из ханских эмиров-Едигея. Но в 1397 году Едигей переметнулся к самаркандскому правителю Тимуру. Едигею удалось уничтожить Тохтамыша и почти всех его сыновей, кроме младшего- Кадыр-берды, которого от расправы спасла Джанике. В 1416-1417 гг. она совершила хадж (паломничество) в Мекку. В 1420 г. Кадыр-берды собрал в Крыму войско и двинулся на Едигея.

 

В ходе жестокой битвы погибли оба правителя. После этого Джанике, вероятно, переехала в Чуфут-кале, в своё родовое гнездо по материнской линии. Здесь Джанике поддержала Хаджи-Гирея в его борьбе за независимость Крыма. В правлении Менгли-Гирея (1468-1515 гг.), сына первого крымского хана, в знак благодарности и в память о Джанике-ханым был построен мавзолей, который сохранился до наших дней.

Рядом с мавзолеем находилось мусульманское кладбище…

 

 

Кенасы (караимские молельные дома).

 

Термин «кенасса» возник относительно поздно – в начале XX в., до этого караимские храмы, по аналогии с еврейскими, назывались синагогами. Два храма, представляющие в плане прямоугольные каменные здания под двускатной черепичной крышей, находятся во дворике за глухим каменным забором. Большая кенаса построена более тщательно и монументально. Вход в неё акцентирован каменной аркадой. Точных данных о времени их возникновения нет.

 

Chufur-kale

 

Существует устная традиция, согласно которой большая кенаса построена в XIV в., а малая - в XVIII в. Правда первая датировка вызывает сомнения, так как в дошедшем до нас виде здание имеет черты зодчества, характерные для XVII в. Малая построена в конце XVIII в., когда сюда перебралась караимская община с Мангупа. Перед большой кенассой можно видеть остатки миквы ( фонтана для ритуальных омовений). Внутреннее устройство кенасс во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму.

 

Chufur-kale

 

 Перед входом в кенассу находится азара (открытый притвор) с каменными скамейками, ограждённый невысокой каменной стеной. Внутри кенасса делится на три части. Сразу у входа расположено Мошау-зекеним (седалище стариков): здесь во время молитвы на стульях сидели старики, которые не в состоянии были молиться стоя на коленях, и те, кто носил траур. Вторая часть кенассы – большой зал-назывался Шулхан (место для прихожан), где молились мужчины.

В дальнейшей части храма находился Гехал (алтарь). В нём помещалась священная книга-Тора. Женщины молились на втором этаже, в помещении, расположенном над Мошау-зекеним.

 

Chufur-kale

 

Территория Нового города, как и Старого, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы, расположенные по оси запад-восток. Их условные названия (с юга на север)- Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Все они сходятся в районе ворот Средней оборонительной стены.

 

 

Chufur-kale

 

Стержнем Нового Города является Главная улица, проходящая от ворот Средней стены до ворот Восточной. От этой улицы в разные стороны отходят узкие кривые переулки, в большинстве своём засыпанные камнем из разрушенных строений. Улицы проложены на самой поверхности скалы. По их краям-сложенные из камня тротуары для пешеходов. К сожалению, практически все дома разрушились. Они в большинстве своём относились к последнему периоду Чуфут-кале  - XVIII – XIX вв.

 

Chufur-kale

 

Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменные, большей частью двухэтажные, с балкончиками и окнами во двор.

 

Верхний этаж, куда вела лестница, предназначался для жилья, нижний- для хозяйственных нужд и содержания скота. Стены возводились из обработанного камня на глиняном растворе. Верхний этаж был деревянный или глинобитный. Крыши покрывались черепицей. Для отопления применялись очаги и жаровни (мангалы). Широко использовались камины. Во многих усадьбах были печи для выпечки лепёшек (тандыры). Во дворе сооружались сарайчики. Часто в скале устраивались подвалы, цистерны для сбора дождевой воды и хлева для скота.

 

Chufur-kale

 

В конце XVIII столетия, пред тем как жители начали покидать городище, здесь насчитывалось 227 усадеб, в которых проживало порядка 1200 человек. Единственным полностью сохранившимся домом на Чуфут-кале является усадьба известного караимского собирателя древних рукописей А.С. Фирковича, расположенная в Новом городе, недалеко от ворот Средней оборонительной стены. Не все постройки Чуфут-кале служили исключительно для проживания его жителей. Кроме культовых строений выделяются руины каменного дома, построенного в 1897 г. для приёма царственных особ (рядом с усадьбой Фирковича и остатки бани, открытые в 1987 г. с тыльной стороны северного фланга Восточной стены. Баня появилась на городище не ранее второй половины XVII в.

 

Chufur-kale

 

На Чуфут-кале насчитывается 167 пещерных сооружений. Из них на Бурунчаке- 23 помещения, 60 в Старом городе, 35 с внешней стороны Южных ворот и 49 – в Новом городе. Большинство из них (порядка 100) являются хозяйственными в XVI-XVII вв. Они отличаются хорошо выраженными углами и подпорными столбами. Среди этих пещер можно выделить Чауш-кобасы, двухэтажный комплекс, вырубленный во рву у северной оконечности Средней оборонительной стены и принадлежащий усадьбе богатого караима. Помещения, созданные не ранее второй половины XVII в., служили хозяину усадьбы складским помещением. В 50 м к востоку от Чауш-кобасы находится ещё один интересный подземный комплекс. К нему ведёт прорубленный в скале узкий проход. По правую сторону – небольшое помещение, а слева проход в большую пещеру с двумя подпорными столбами. В полу её северной части находится люк, ведущий в нижнее помещение. Указанные особенности позволяют предполагать в этом комплексе знаменитую Чуфут-кальскую тюрьму, где часто томились знатные пленники, такие как русский воевода В.Б.Шереметьев, стольник А. Ромодановский, польский гетьман Потоцкий, польский посол Лез и другие….

 

Chufur-kale

 

Термин «караим», согласно одному из самых распространённых толкований, происходит от древнееврейского глагола «кара» - читать, следовательно, «караимы» - это чтецы. Так называют последователей одного из направлений иудаизма, возникшего в VIII веке и находящегося в оппозиции к ортодоксальному, раввинистическому. Караимы отрицают многие положения Талмуда, по их мнению, искажающего и подменяющего письменный закон иудеев – это Ветхий Завет. Они проповедуют возврат к доталмудическому иудаизму и свободному толкованию Торы (Пятикнижия Моисеева).

 

Chufur-kale

Разносчик воды 

 

Основные моменты происхождения и этнической истории крымских караимов недостаточно ясны. В литературе по этому поводу существуют различные мнения. Одни исследователи – сторонники так называемой хазарской версии происхождения караимов – считают, что это потомки принявших караимизм хазар. Учёные другого направления, наоборот, делали упор на рассмотрение еврейской линии в этногенезе крымских караимов, отрицая или не придавая решающего значения тюркско-хазарским включениям.

 

Chufur-kale

 

Появление караимов в Крыму связывалось ими либо с монгольским нашествием и относилось к XIII веку., либо датировалось хазарским временем. Тюркские черты в этнокультурном и и физическом облике караимов объяснялись длительным проживанием в среде татар. Во времена Крымского ханства караимы, наряду с крымчаками (последователями ортодоксального иудаизма) и христианами, составляли зависимую часть населения.

 

Во внутриобщинных делах они пользовались определённой автономией. Проживали преимущественно в городах. В быту и обычаях было много общего с крымскими татарами. В царской России караимы пользовались определёнными льготами: на них, например, не распространялись ограничения, существовавшие для евреев. В это время они широко расселяются на территории Российской Империи. Многие заняты были в промышленном производстве, преимущественно пищевой и табачной отраслях, торговле и финансах.

 

Chufur-kale

 

Занимались также земледелием и ремёслами. Происходила активная переориентация этнокультурной направленности с восточной на европейско-русскую. Активно пробуждается национальное самосознание. Но при этом начинаются ассимиляционные процессы, которые советское время ещё более усилило. Сейчас караимы в быту практически не отличаются от окружающего населения.