Крым, с Севастополем, Балаклавой и другими его городами... Ч.4

Крым, с Севастополем, Балаклавой и другими его городами... Ч.4

Из множества керченских курганов или могильных насыпей замечательнейшие:

 

  1. Царский курган, называемый татарами «Алтын-Оба» или золотой курган; он находится в долине между Керчью и Еникале и имеет около 10 сажен высоты; в нем открыты разные статуи из янтаря, серебряное яблоко, покрытое барельефами, глиняная амфора с греческой надписью и другие вещи;
  2. Курган Кулодах (т.е. могильный холм) в 6-ти верстах от Керчи по дороге к Феодосии. В этом кургане открыт склеп в 2-х саж. длиной, в 2 саж. шириной и в 3 саж. высотой. Свод его состоял из огромных каменных плит. Здесь найдены два скелета: мужчины и женщины. Голова женщины была увенчана золотой диадемой с эмалевыми звездочками, на шее золотая плетеночка; на груди лежали два больших медальона; руки были украшены браслетами. С обеих сторон женского скелета находились золотые вазы с изображением скифов, а в головах – серебряный скипетр и жертвенный нож с золотой ручкой. Подобные вещи найдены и на мужском скелете; кроме того золотой щит (с изображением рыб, змей, головы медузы и скифов), золотые статуэтки скифов и другие вещи. При входе, с левой стороны, стояли три огромных котла из красной меди, наполненные пеплом и жжеными костями. Одного золота в вещах найдено более пуда.

 

В 1837 году в окрестностях Керчи, в одном кургане, открыт черепичный склеп, в котором найдена прекрасно отделанная ваза, с жжеными костями.

В другом из курганов отыскан женский  остов, череп которого покрыт был золотой маской и таким же лавровым венком. В той же могиле нашли алмазные украшения, различные принадлежности туалета и сбрую лошади, покрытую золотом и дорогими камнями. Древности обоих эти курганов отвезены в С.-Петербургский музей.

 

За селением Глинище найден в кургане мраморный саркофаг, в котором заключалось множество золотых, серебряных и бронзовых изделий прекрасной работы; полагают, что это гробница супруги Босфорского царя Рископорида IV, современника Каракаллы, а потому и относят ее к началу III века.

 

Самое большое число курганов находится по дороге, ведущей из Керчи в карантин, то есть на месте существования древнего города Мармикиона; и здесь-то ежегодно производятся огромные разрытия; так, например, в одном 1843 году открыто 17 курганов, в которых найдены 33 гробницы.

 

Разрытиями заведует наше правительство, нанимающее для этого особых работников. Необходимые здесь вещи хранятся в Керченском музее и частью отсылаются в С.-Петербург. В расстановке предметов музея соблюден, по возможности, хронологический порядок.

 

Известно, что греки никогда не клали покойников близ храмов, чтобы соседство трупов не оскверняло жилища богов, и этому обычаю обязаны своим происхождением многочисленные курганы, встречаемые в окрестностях Феодосии и, в особенности, в Керчи.

 

Феодосийская группа курганов – самая древняя, так, по крайней мере думают некоторые ученые, соображаясь с характером найденных в них вещей и особенно потому, что эти курганы более других сгладились. Многие могилы были уже обобраны; в сохранившихся большей частью головы остовов были окружены золотыми коваными листочками, из которых делали венцы.

 

Некоторые из курганов оказались довольно богаты драгоценными убранствами; так, например, в кургане № 3 найдены: пара золотых браслетов искусной работы; пара золотых серег, осыпанных драгоценными камнями; три золотых перстня; золотая и серебряная булавки, большого размера; четыре сережных подвески из халцедона; кованые золотые листочки; золотая круглая пластинка, на которой вытеснена левая сторона одной известной медали с начальными буквами имени царя Эвмелеса; часть большого серебряного ожерелья и некоторые другие вещи. Другая группа курганов известен под названием группы Керченского карантина. Она лежит за песчаной отмелью, на месте, образовавшем северный берег бухты. По самому положению этой группы ясно видно, что она новее Феодосийской.

 

В середине кургана № 3, в уровень с окрестной почвой, находится дверь, ведущая в некоторого рода сени, с Египетским сводом, который состоит из четырех камней, выдающихся один из-за другого. Другая очень узкая дверь служит входом в погребальный склеп, устроенный в поперечном направлении к сеням. Вся длина склепа две с половиной сажени, а ширина – полсажени. Стены его сложены из керченского известняка без цемента. Первую часть склепа составляют сени, которые находятся почти во всех курганах. В задней стене есть два отверстия, род очень низких дверей, ведущие в узкие склепы с круглыми сводами; здесь кладка кирпичная. Число склепов в кургане не одинаково. В одном из них, который надобно было прорезать, когда устраивали Еникольскую дорогу, найдены четыре склепа. Два склепа составляли мужские могилы, как видно потому, что там найдено два ржавых меча и железный наконечник копья. В третьем лежал женский скелет; на голове у него находился венок из листьев олеандра.

 

Один из мужских скелетов был тоже в венке. Все другие вещи, найденные в этой могиле, принадлежат к убранству знатной женщины. Тут были, между прочим, две золотые серьги, филиграновое ожерелье, шириной в дюйм, две большие золотые булавки, каждая в треть фута длиной. Кроме того, множество золотых пластинок, упавших с платья, которое рассыпалось в прах; на них выпукло вычеканены виноградные листья и кисти. Золотые граненые бусы, из которых самые большие величиной с горошину, и золотые просверленные трубочки, разделенные цветочками, с которых эмаль спала, составляли ожерелья в несколько рядов. На руках были два перстня: один очень массивный, с сердоликом, на котором изображена голова; другой с изображением на том же камне лежащего льва. Подле скелета найдена золотая монета Филиппа Македонского, металлическое зеркало, покрытое ржавчиной две урны и флейта, сделанная из кости, от которой впрочем, остался только обломок.

 

В четвертом склепе, вокруг головы остова, стояли две большие этрурские урны и одна амфора. Сверх того тут найдены: два ожерелья, две драгоценные серьги и золотая монета, с надписью и изображением головы царя Филиппа.

У ног мужского скелета было набросано, без всякого порядка множество острых кремней. Лишившись кого-нибудь из своих родных, скифы царапал себе лицо и руки маленькими кремнями и потом клали эти доказательства своей горести в могилу.

В узкой части гроба лежали боги и оружие погребенного. Там заключался его железный меч, которого рукоятка, обложенная золотыми листочками, была украшена вогнутыми изображениями зайцев и лисиц. Клинок был совершенно съеден ржавчиной, и подле него лежала нагайка, украшенная золотым листком. Вблизи остова нашли несколько амфор, серебряных кубков, связок стрел и других вещей. Кроме того, поперек склепа, у южной его стены, лежал скелет слуги, шлем которого и набедренники серебряные, вместе с костями лошади, находились в юго-западном углу склепа в особом углублении.

 

Еникале отстоит в 212 в. от Симферополя и в 12 в. от Керчи. Он попеременно принадлежал то генуэзцам, то туркам, а теперь населен почти исключительно греками. В северной части его находится небольшая крепость, построенная турками и исправленная русскими. В ней замечательны ворота в восточном стиле и громадная четырехугольная башня, архитектурой своей напоминающая военные постройки генуэзцев. Большая часть жителей города занимается рыбной ловлей и ведет значительную торговлю рыбой, отпускаемой преимущественно в Керчь.

 

Близ Еникале устроен маяк, для указания пути судам, идущим в Азовское море.

 

 

Перекоп находится в 1905 в. от С.-Петербурга, в 1228 в. от Москвы и в 134 в. от Симферополя. У татар он назывался Ор-Капи, т.е. царские ворота; это напыщенное восточное название совершенно не идет к небольшому городку, застроенному одноэтажными домами, покрытыми тесом или камышом. Многие полагают, что город получил название Перекоп от рва, простирающегося на семь верст, прокопанного за несколько веков до Р.Х. для соединения Черного моря с Сивашем (Гнилым морем). На валу стояла турецкая крепость, давно уничтоженная; здесь находится Соляное Управление и есть церковь, одно из красивейших городских зданий.

 

Перекоп был взят русскими войсками, под начальством Миниха, в 1736 году; и во второй раз князем Василием Михайловичем Долгоруким в 1771 году. В городе одна главная улица, одна церковь и одна мечеть. Жителей считается 4 116; это число составляют, кроме русских, татары, армяне, греки и евреи. Перешеек, на котором стоит Перекоп, имеет около 8 верст ширины; это обстоятельство делает положение города очень важным, потому что он как бы замыкает вход в Крым, отделяя его от остальной России. Потому-то еще в древности жители полуострова обращали большое внимание на укрепление перешейка потому-то и до нашего времени сохранился глубокий ров, идущий по всей широте перешейка от Черного моря до Сиваша.

 

Он около 12 сажен ширины, 25 футов глубины, обложен диким камнем; земля, выкиданная из него на сторону полуострова, составляет род вала, который теперь во многих местах обвалился. На середине всей длины его находятся город и крепость, построенная еще турками, которую поддерживают и поправляют; она имеет вид шестиугольника; фронты бастионного расположения обнесены глубоким рвом, одетым камнем; перед картинами небольшие развалины; наружная сторона вала также обложена камнем.

Конечно, крепость эта при новейших средствах осады, не может оказать значительного сопротивления. В Перекопе находятся главная таможня и склады огромного количества соли, добываемой в соседних озерах. Выволочке соли способствуют сильные жары, испаряющие часть воды и заставляющие тем соль кристаллизоваться по берегам озер. Полагают, что озера эти имеют сообщение с морем, отчего соль и получает горький вкус, который впрочем от нескольких промываний и выпариваний совершенно пропадает.

 

К Перекопу принадлежит армянское селение, называемое армянский базар, в котором здания гораздо лучше городских; здесь находится хороший собор и армянское училище, основанное в 1840 году; городок застроен красиво и оживлен. Жители его преимущественно купцы, торгующие всеми ямщичьими и дорожными принадлежностями. В нескольких верстах от армянского базара лежат богатые соляные озера: Красное, Старое, Круглое, Айгулевское, Киатское и Кермутское.

 

Бахчисарай (или Бахчесерай от татарских слов: бахче – сад и серай – дворец), ныне без уездный город, стоит на дороге между Симферополем и Севастополем, от первого в 30, а от второго в 40 верстах. От С.-Петербурга расстояние его 2068 верст и от Москвы – 1392 версты. Он лежит на речке Чурук-су между двумя горными хребтами и построен татарами около половины XVI века, быв прежде столицей ханов. В 1736 году фельдмаршал граф Миних взял его следующим образом: завладев Евпаторией, он распустил слух, будто хочет воротиться в Перекоп и между тем быстро пошел к Бахчисараю.

 

Находясь от него на некотором расстоянии, он выбрал лучших солдат и ночью обошел с ними татарское войско, занимавшее перед городом выгодную позицию. На рассвете турки и татары с изумлением увидели перед собой русские войска и, после слабого сопротивления, обратились в бегство; город был разграблен и при этом 2 000 домов и огромные ханские палаты сделались жертвой пламени. Вскоре после того город был оставлен и 1783 года присоединен к России.

 

Бахчисарай довольно обширен, расположен амфитеатром по обоим берегам реки Чурук-су и есть единственный город в Крыму, сохранивший вполне восточную физиономию. Остались те же азиатские кривые и тесные улицы, по которым с трудом может проехать троечная повозка. В Бахчисарае считается до 65 фонтанов. Обилие последних объясняется необходимостью воды для омовений татарина, а также и дурным качеством ее в речке Чурук-су.

 

Замечательность города составляет дворец или хан-сарай прежних властителей Крыма. Дворец этот со своими обширными садами лежит в самой середине города; он тщательно поддерживается, и в 1835 году весьма искусно подновлен.  При этом реставрированы не только стены, двери и окна, но и самый дворец снабжен богатой мебелью в восточном вкусе. Обои, диваны и ковры нарочно выписаны из Константинополя. Комнаты во дворце расположены чрезвычайно неправильно, освещены цветными стеклами и весьма невелики, чем вообще отличаются дворцы восточных владетелей от дворцов европейских государей. Огромные сады и множество фонтанов делают его очаровательным.

Подле дворца есть очень красивая мечеть, а в самом дворце христианская часовня. Рассказывают, что она основана в то время, когда пленная графиня Потоцкая содержалась в гареме одного хана, который из любви к ней дозволил пленнице исповедовать ее веру. Впрочем, это только одно предание , не подтверждаемое историей, и мнимая Мария Потоцкая никто другая, как Диляра-Бикечь, любимая жена  Крым-Гирей-Хана, почитаемая народом за ее добродетель.

 

Перед окнами хан-сарая находится кладбище крымских ханов; на нем стоят две ротонды, увенчанные обширными куполами. В этих ротондах помещены несколько ханских гробниц вместе с некоторыми их женами. Здесь можно видеть гробницы Менгли-Гирея и отца его, положивших основание теперь исчезнувшему могуществу крымцев. В изголовье каждого гроба стоит камень, которого верхушка иссечена в виде чалмы. За ротондами есть небольшое огороженное пространство, покрытое множеством могил; здесь уже видны памятники из белого мрамора с выпуклыми на них украшениями.

 

Жителей в Бахчисарае 12 577: они, кроме малого числа русских, армян и греков, состоят преимущественно из татар и караимов; последние занимаются здесь торговлей.

 

На главной продольной улице, идущей от въезда, стоит ряд каменных домиков, с деревянными пристройками. Внизу помещаются лавки и мастерские, которые не запираются на весь день: торгуют и работают на открытом воздухе. В лавках навалено чего хотите: овощи и мясо, сахар и деготь, чай и ремни, конфеты и смола, орехи и кожа, пряники и плети; тут же пекут хлеб и мнут овчину, шьют и лудят, куют и золотят. На гвоздях висят кафтаны, конская сбруя, халаты, шапки, бурки, платки и сафьян. При переходе из лавки в лавку по улицам и переулкам, вас окружают запачканные и в лохмотьях ребятишки, просящие милостыню.

 

Войти в какой-либо дом можно не иначе, как через сад, потому что все дома здесь закрыты с улицы глухими стенами. Считаем не лишним заметить, что каждый бахчисарайский татарин содержит дом свой опрятно и чисто. Почти каждый домовладелец имеет у себя хорошенький водопад  и фруктовый сад, в котором растут груши, я блоки, сливы, чернослив, орехи, вишни и виноград.

 

Продажа овощей, выделка красного и желтого сафьяна, не уступающего достоинством казанскому, - вот главный промысел жителей Бахчисарая. К обычным их занятиям можно отнести также и изготовление овчин, известных под именем крымских смушек, войлоков, бурок, седел и конской сбруи. Товар этот торговцы сбывают на ярмарках, особенно на успенской (от 15 до 25 августа), которая бывает в самом Бахчисарае. В городе весьма много мелких ремесленников: их насчитывают более тысячи при народонаселении до 13000, в числе которых русских обоего пола не более 1200 душ.

 

Господствующее племя здесь татарское. Кроме того, обитают: караимы, евреи-талмудисты, армяне-григориане, несколько римских католиков и лютеран. Почти все караимы, евреи-талмудисты и цыгане говорят по-татарски. Замечательно, что цыгане здесь большей частью магометане. В городе считается церквей православных две, одна караимская синагога, один еврейский молитвенный дом и до сорока мечетей.

 

Бахчисарай есть средоточие мусульманского образования. Духовенство славится ученостью муддерисов. Училищ всего 17, из который 14 приуготовительных и 3 высших. Училище для обучения татар русскому языку основано в 1812 году. Сверх того здесь находятся еще две караимские школы. Несмотря однако на такое значительное количество училищ, надо сознаться, что татары коснеют в невежестве и все их знания ограничиваются изучением Корана. Правительство постоянно заботится о просвещении их и ныне, кажется, пробуждается в татарах некоторое стремление к просвещению, по крайней мере это объясняется тем, что многие выучиваются читать и писать по-русски.

 

Верстах в пяти от Бахчисарая лежит на скале небольшой еврейский город, называемый Чуфут-Кале (иудейское укрепление); здесь главное пребывание евреев-караимов, к нему ведет с одной стороны проезжая дорога, а с другой высеченная в скале лестница. Место, на котором он стоит, бесплодно и подвержено полному действию лучей солнца.

 

Чуфут-Кале обведен стеной и замечателен по своей глубокой древности: еще в XIV веке он встречается у восточных и западных писателей под именем Кыркора, что значит по-татарски сорок мест, и прозван так, как говорит предание, от того что был построен 40 братьями.  Кыркора служила иногда временным пребыванием ханов Золотой Орды, особенно Тохтамыша, и убежищем ханов крымских: Менгли-Гирея, Сеадет-Гирея, Саип-Гирея и других, - из чего некоторые заключили, что Чуфут-Кале был некогда столицей крымских ханов. В наше время можно назвать его восточным предместьем Бахчисарая. У подошвы скалы лежит Иосафатова погребальная долина. Это не что иное, как углубление почвы, в коем помещено кладбище евреев-караимов. Довольно красивые деревья дают здесь тень и призывают к себе отдыхать, размышлять и молиться. Место это в сравнении с настоящей долиной Иосафатовой, находящейся близ Иерусалима, может казаться восхитительным, потому что та совершенно бесплодна, не имеет ни одного дерева и только вдоль всей долины тянется иссохшее русло Кедрона.

 

Чуфут-Кале расположен между ущельями и стремнинами на голой и кремнистой вершине, имеющей поверхность ровную и местность неприступную. На обоих концах этого небольшого города есть древние железные ворота, которые на ночь запираются. Самую местность окружают остроконечные утесы. По обрывам скал расставлены домики. В Чуфут-Кале одна только продольная улица, довольно узкая, и мавзолей, поставленный в честь Ненке-Джан-Ханым, дочери Тохтамыш-Хана, в 1437 году, к сожалению, местами поврежденный. Есть предание, что Ненке-Джан-Ханым была похищена из Чуфут-Кале одним молодым генуэзским князем; что она потом приняла христианскую веру, и отец долго не знал места ее укрывательства; что, найдя виновника, он изрубил его. Ненке-Джан-Ханым умерла с горя.

 

Гробница ее стоит внутри усыпальницы; на ней иссечена арабская надпись. Против этого памятника находятся развалины мечети, некогда богатой; мраморы и обломки с восточными начертаниями погребены под землей. Думают, что здесь сокрыты гробницы.

В Чуфут-Кале находятся синагога и Приходское училище, в котором преподавание еврейского языка соединено с изучением русского и арифметики. Все караимы изъясняются на татарском языке, а пишут еврейскими буквами.

 

По дороге от Бахчисарая в Чуфут-Кале возвышается Успенский монастырь, высеченный в каменной горе. Основание его относят к первым временам греков-христиан. После многих вековых разрушений, переходов из рук в руки, от разноверцев к магометанам, он достался снова православию. Непомерные усилия потребны были для сооружения этого храма. Одно благочестие превозмогло невероятные работы. На большом протяжении расстилается каменный кряж, который своей вершиной достигает до облаков; по бокам и внизу громоздятся скалы, под ними идут стремнины, веющие холодом смерти, и над этими пропастями повисла гора, внутри которой находится церковь Успения Божьей Матери и весь монастырь. Господний дом вырублен обширный: клирос, алтарь и изображения иссечены из того же камня; на сводах написаны иконы и пробуравлены места для лампад и паникадил. Балкон, выходящий из западных дверей, висит на воздухе и отсюда вид удивительно живописен.

 

Избранное для монастыря место исполнено строгой отшельнической жизни. Братия живет своими трудами, в поте лица снискивая насущный хлеб. Руками их выдолблены кельи и все монастырские хозяйственные заведения. У подошвы монастыря бьет водопад прекрасной холодной воды, который проведен через гору и устроен одним русским купцом.

 

 

Карасубазар находится в 2079 в. от С.-Петербурга, в 1403 в. от Москвы и в 41 в. к северо-востоку от Симферополя. Речки Карасу и Тунасу обтекают город с двух сторон: из них первая обильна чрезвычайно холодной и прозрачной водой, текущей по дну, усеянному кремнями.

 

В городе находятся 5 церквей, в числе которых греческая, католическая и армяно-григорианская; кроме того, много мечетей и несколько синагог. В середине города находится так называемый хан или укрепленный базар. Это обширный двор, обнесенный каменной стеной с бойницами; внутренность двора занята многочисленными магазинами и галереями и имеет значение укрывать внутри себя различные товары, принадлежащие городу и его жителям.

 

В 7 верстах от Карасубазара в глубокой дикой лощине находятся источники реки Карасу, от которой и сам город получил название. Карасубазар есть один из самых древнейших городов Крыма. Улицы его расположены очень неправильно и застроены лавками, которых здесь более 900.

 

Домы построены большей частью из тесанного камня и окружены садами, зелень которых, перемешиваясь с зеленью ореховых и других плодовитых деревьев, сообщает городу тот же восточный характер, которым отличается Бахчисарай.

 

В историческом отношении Карасубазар замечателен по торговому трактату, заключенному в нем Екатериной II с неаполитанским королем на 20 лет. Жителей в нем считается 12 673. В виду города возвышается голый утес, называемый Ак-кая и представляющий вид крепостной стены.

 

Евпатория находится в 2100 в. от С.-Петербурга, в1424 в. от Москвы и в 62 в. от Симферополя, на берегу моря. Татары, основавшие этот город, называют его Гуцловом. Русские, завладев Крымом, сделали из этого Козлов; правительство же наше, желая сохранить память городов, некогда существовавших, дало Гуцлову название Евпатории, по имени такого же города, существовавшего во время Митридата Евпатора, на том самом месте, где теперь стоит деревня Инкерман.

 

Евпатория была прежде укреплена, но в 1736 и 1771 годах она перешла во власть русских войск, которые разорили крепость; до нашего времени уцелели двое ворот и часть стен. Город лежит на берегу моря и имеет гавань, глубина которой не позволяет кораблям приближаться к берегу, и это принуждает их становиться на якорь, в большом от него расстоянии. Такое положение кораблей, весьма неудобное при северо-западных ветрах, становится чрезвычайно опасным в то время, когда дуют с некоторой силой ветры южные и юго-восточные. В городе 2 церкви, 2 синагоги и 19 мечетей, из которых одна почитается лучшей в Европе. Эта мечеть основана Девлет-Гиреем в 1522 году и построена в византийском вкусе; она увенчана большим медным куполом, вокруг которого возвышаются еще 16 малых куполов; стены очень толсты; окна узкие, стрельчатые; при мечети находятся два минарета. В Евпатории 13 340 человек жителей, в состав которых входят преимущественно евреи-караимы и татары. В городе имеется несколько базаров и ремесленных заведений, но не в большом числе; на площади устроен артезианский колодезь, снабжающий город прекрасной водой.

 

В 19 верстах от Евпатории лежат Сакские соляные озера, славящиеся своими целебными свойствами; и действительно жирные глинистые черного цвета грязи, составляющие дно этих озер и простирающиеся по берегам, оказывают пособие во многих болезнях; в глине содержится много соли и большое количество серы и железа.

 

Время от 15 мая до 15 июня считается самым удобным для лечения; больные помещаются или в соседней деревушке Сак, или же в нарочно устроенном для этого здании. Лечение состоит в том, что больного на 2 или 3 часа кладут в небольшую яму и по самую шею зарывают густой грязью, которая, нагреваясь от солнца до 45-ти градусов по Реомюру, производит сильнейшее раздражение кожи и тем удивительно излечивает многие болезни, и в особенности местный паралич и ревматизм.

 

Старый Крым (Эски-Крым) лежит недалеко от Феодосии и есть остаток древнего города «Крым», бывшего первым местопребыванием ханов татарских. В древние времена город окружала каменная стена, со рвом и множеством башен: все это, как и внутренность города, находится в развалинах. Одна из наиболее уцелевших мечетей превращена теперь в церковь.