Успенский монастырь в Бахчисарае (опис.-е 19-го века)

Успенский монастырь в Бахчисарае (опис.-е 19-го века)

Бахчисарайский скит – в конце города Бахчисарая, в 30 верстах от Симферополя и 35 от Севастополя. Местность дика и угрюма и в тоже время величественна и живописна. В соседстве в с нею – долины Альминская, Качинская и Бельбекская. Близ скита – колоссальная скала Чуфут – кале с Иосафатовою долиною, а к югу высится другая живописная, гребнеобразная скала, по левому берегу Качи, Ай-Анастасиевская или Качикальён. Скит лежит в горном ущелье, называемом у татар «Майрем» (Мариин), обведённом с обеих сторон, как стражами, громадными отвесными скалами, высотою до 70 саж. от оврага до поверхности скал. Ущелье покрыто разнородною растительностью.

 

Скалы, особенно правая, на которой приютился скит, покрыты деревьями и травою, а на самой вершине растёт почти один можжевельник.

 

Скит представляет как бы трёхэтажное здание: в верхнем этаже, т.е в верхней части скалы – храмы, а по сторонам пещерные братские келлии, в среднем, откуда начинается известковая широкая и длинная (83 ступени) лестница наверх, - настоятельский дом, сад, фонтан и колокольня, а в нижнем, т.е. в самом ущелье – братская трапеза, гостиница, храм и св. ворота в скит.

 

 

 

Время основания Успенского скита неизвестно. Полагают, что он основан в 15 веке. В 16 веке он, несомненно уже существовал под названием «монастырь Пречистой Богородицы на Салачике» : при царе Феодоре Иоанновиче высылаемо было в этот монастырь каждый год по 15 руб, чрез грека Пасхалия. Тут же впоследствии была и кафедра готского и кефайского преосвященного.  Последний готско-кефайский митрополит Игнатий вышел отсюда в 1779 г. с греками в Мариуполь и взял туда с собою и скитскую святыню – чудотворную икону Божьей Матери., утварь, ризницу и прочее.

 

Успенский храм в скиту остался в запустении и без Богослужения: осталось только место явления иконы Божьей Матери, да три малые, иссеченные  в скале келлии. Вскоре однако прибыл сюда из Анатолии греческий священник Конастанстин Спир-оглу или Спиранди и, с дозволения Крымского хана, начал совершать здесь Богослужение для оставшихся в Крыму греков. Он служил то здесь, в Успенской скале, то в Мангушах, где также был храм.

 

Успенский монастырь в Бахчисарае

 

По присоединению Крыма к России, русские войска, расположенные близ Бахчисарая, расширили пещерную церковь; бахчисарайский комендант, серб полковник Тотович устроил иконостас, губернатор Каховский – царские двери, церковный староста, грек Стефан Калига расширил лестницу, ведущую к храму, и на контрфорсах устроил  балкон пред храмом. Но в 1789 году в Бахчисарае построен был греческий Николаевский собор и священник перешёл туда для служения и служил до самой кончины, а Успенский храм бахчисарайской скалы обращён был в кладбищенский.

 

Своим восстановлением бахчисарайский скит обязан Херсонскому архиепископу Иннокентию. По его предположению, этот скит, по восстановлении, должен был заведовать всеми прочими киновиями, которые могли быть впоследствии открыты в других местах Крыма. Это предположение его было одобрено Св. Синодом и Высочайше утверждено 15 апреля 1850 года. Прибыв в Симферополь 6 августа, 1850 г., преосв. Иннокентий отправился отсюда 7 августа для обозрения наиболее замечательных мест Крыма и 13 августа вошёл с Успенский скит.

 

К тому же времени прибыл сюда и настоятель Балаклавского монастыря, греческий митрополит Агафангел. 14 августа в Успенском храме совершено было всенощное бдение монашествующими, а преосв. Иннокентий совершил всенощное бдение под открытым небом, там, где оно и доселе совершается накануне праздника Успения Божьей Матери. 15 августа из Бахчисарайского собора, по окончании в нём литургии, последовал крёстный ход к Успенской скале. Литургию в Успенской церкви совершал митрополит Агафангел.

 

По окончании литургии оба владыки, Иннокентий и Агафангел, с духовенством совершили на площади пред скалою молебствие на основании новой обители и водрузили в землю деревянный крест с надписью о времени открытия обители…

 

Успенский монастырь в Бахчисарае

Главная святыня, издревле привлекавшая верующих к Успенской скале, была чудотворная икона Божией Матери, взятая отсюда митрополитом Игнатием. Она здесь служила предметом благоговейного почитания не только у греков и армян, то и татар. Греческое селение у подошвы скалы называлось Марианполем, т.е Марьиным городом или просто Марьяном.

 

Относительно времени явления этой иконы нет письменных исторических памятников, но в народе сохранилось два предания.

 

По одному преданию, в этой местности появился большой змей, убивавший и людей и животных своим ядом. Обыватели обратились к Божьей Матери с тёплою молитвою о защите, - и вот вскоре увидели на скале горевшую свечу. Они немедленно вытесали по скале ступени, дошли по ним до горевшей свечи и здесь нашли икону Божьей Матери, а близ иконы – издохшего огромного змея  и сожгли его. С этой поры стали усердно посещать это место для поклонения св. иконе.

 

По другому преданию, в давно минувшее время пастух какого-то князька Михаила загнал стадо для пастьбы в нынешний Успенский овраг и увидел на скале, в саженях 10 от земли, икону Божьей Матери и горевшую пред нею свечу. Князёк велел взять икону и принести её в свой дом. Воля его была исполнена. Но на другой  день икона опять оказалась на прежнем мете, на скале.

 

Тоже повторилось и в другой раз. Тогда в скале вырубили пещеру для храма и перенесли икону туда, а снаружи построили лестницу к ней. Явление иконы 15 августа, и потом храм освящён был в честь Успения Божье Матери. Ныне на месте явление св. иконы изображена копия её на стене.

 

В Бахчисарайском скиту – четыре, а не скита два храма.

В скиту:

  1. Древний пещерный, довольно поместительный храм в честь Успения Божьей Матери, вырубленный в самой скале, на отвесной её высоте. Спереди его – балкон. В храм ведёт высокая и длинная, вытесанная в скале, лестница.
  2. С левой стороны Успенского храма небольшая церковь под навесом скалы: она устроена в 1857 г. на средства дочери коллежского асессора, служившего в Симферополе, девицы Елисаветы Дмитриены Берковой, и освящена во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены. Строительница, скончавшаяся 7 октября 1878 г. погребена в бахчисарайской скиту.
  3. В той же скале, пониже Успенского храма, вырублена небольшая церковь в 1859 г. на средства служившего в Симферополе чиновника Марка Айвазова и освящена во имя св. Евангелиста Марка. Все эти три храма – по правую сторону ущелья; по левую сторону –
  4. Небольшой каменный храм на кладбище, освящённый в 1875 г., во имя св. великомученика Геогия, пресв. Гурием. Он построен на средства землевладельца Георгия Ивановича Пирацкого.

 

Другие построй в скиту: небольшая каменная колокольня на площадке у скалы, построенная в 1850 г., там же настоятельский каменный дом с фонтаном и фруктовым садом. В самой скале вырублено до 16 братских келлий, стены которых внутри покрыты досками. При входе из Бахчисарая в скитскую ограду – св. ворота из камня.

 

В ущелье – гостиница, трапеза для братии, кухня и прочие службы. В разных местах обделанные фонтаны и необделанные источники. Вся вообще местность скитская покрыта роскошною растительностью.

 

Вне скита:

  1. Храм Введения Божьей Матери в Симферополе, на бахчисарайском подворье, в связи с каменным домом, пожертвованным в пользу скита в 1875 г. девицею Берковою.
  2. Храм во имя св. великомученицы Анастасии, каменный, с деревянным куполом, довольно поместительный и светлый, в 8 верстах от скита, на левом берегу реки Качи ,на уступе живописной скалы Качи-кальон. Он был некогда домовою церковью земледельца Хвицкого, а в 1851 г. приписан к бахчисарайскому скиту. Придел его в честь страстной иконы Божьей Матери освящён преосв. Иннокентием. Тут же братские келлии, службы и фруктовый сад.А на вершине скалы, под навесом или как бы под сводом той же скалы на обширной площадке – источник св. Анастасии с чистою и приятною на вкус водою. Всход к источнику довольно труден,  как по высоте и крутизне скалы, так и по неправильности и обветшалости ступеней.  Богослужение на подворье совершается по временам скисткою братиею. Проживающие здесь монашествующие и послушники занимаются хозяйством и садоводством.

 

Успенский монастырь в Бахчисарае

 

 

Монашествующих в скиту, кроме послушников, не более 10-12.

 

Первым настоятелем восстановленного бахчисарайского скита был архимандрит Поликарп, в миру Феодосий Иванович Радкевич, впоследствии епископ орловский и севский, скончавшийся 29 августа 1867 г. Кротость, простота, благочестие были выдающимися чертами его жизни. После Поликарпа в скиту настоятельствовали : игумен Митрофан (с 1853 г.), арихмандриты : Николай, Дионисий – двукратно (1864 – 69 и 1877-82 г.) из окончивших курс в курской семинарии, Михаил (1869 -74 г.), Антоний Люцеронов (1874 -77 г.) из студентов новгородской семинарии, впоследствии настоятель балаклавского монастыря, а ныне наместник Александроенвской лавры; иеромонахи: Евфимий (1882 – 85 г.), в мире Григорий Четыркин, из студентов смоленской семинарии, бывший с июля 1875 по ноябрь 1878 г. членом японской духовной миссии, скончался в 1885 г., Сергий (1885 г.), бывший эконом Таврического архиерейского дома, но вскоре отказался, и Герман из иеромонахов, служивших на бахчисарайском подворье в Симферополе.

 

Бахчисарайскому скиту с Анастасиевском подворьем принадлежит 332 дес. и 1233 квад. саж. земли, именно в самом скиту – удобной и неудобной 45 дес. и 2033 кв. саж., вне скита – в 25 верстах к морю – 16 дес., при Анастасиевском  подворье в 4 местах – 270 дес. и 1600 кв. саж. с двумя фруктовыми садами и виноградником. Некоторые из этих участком земли пожертвованы скиту действ. стат. советником Кашкадамовым и севастопольским купцом Гущиным. Кром того, на содержание скита пожертвовал Херсонский архиепископ Иннокентий 27 акций общества пароходства и торговли по Чёрному морю, по 150 руб. акция. Скит вносит на училищные нужды каждый год по 550 р.

 

Бахчисарайский скит удостоили своим посещением все Императоры всероссийские, начиная с Александра I и Императрицы и весьма многие Великие Князья и Великие Княгини и Княжны.

 

Снять жилье рядом