Воронцовский дворец в Алупке 

Крым, Алупка, Воронцовский дворец
Пожалуйста, не забудьте упомянуть при контакте, что данную информацию Вы нашли на сайте Курорт 82.РУ

Отели рядом

 

Воронцовский дворец в Алупке 

 

…В первой половине XIX века Алупку прославила усадьба Воронцовых и её дворцово-парковый ансамбль – выдающийся памятник эпохи романтизма, который ныне пользуется известностью во всём мире своей удивительностью во всём согласной с природой красотой архитектуры.

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

Летом 1824 года сбылось пожелание Броневского – «вельможа со вкусом» начал скупать у местных татар и греков земли, сады, отдельные деревья, источники, пастбища и «здешнюю красоту – природу». Этим вельможей оказался наиболее знаменитый представитель рода Воронцовых в XIX веке – граф Михаил Семёнович Воронцов (1782-1856), выдающийся военачальник, герой войны 1812 года, генерал-губернатор Новороссийского края и Бессарабии.

 

 Михаил Семенович Воронцов

 Михаил Семёнович Воронцов

 

Его собственное богатство, значительно приумноженное благодаря удачной женитьбе на графине Елизавете Ксаверьевне Браницкой (1792-1881), многочисленные родственные связи русской, польской и английской аристократии позволяли жить на широкую ногу и выполнять самые дерзновенные замыслы…

 

Елизавета Ксаверьевна Браницкая

Елизавета Ксаверьевна Браницкая

 

Новый владелец желал сделать из Алупки роскошную летнюю резиденцию. Строительство велось с большим размахом с первого дня приобретения центральной части усадьбы, одновременно с разных её концов.  Уже в 1824 году первый  южнобережный архитектор Ф.Ф. Эльсон (1793-1867), воплощая как свои проекты, так и те, что Воронцов заказывал известному английскому архитектору – Т.Харрисону (1744-1829) приступил к сооружению временного пристанища для владельцев, так называемого Азиатского павильона. Одновременно заложили другой – греческого типа павильон на берегу моря…

 

Воронцовский дворец в Алупке 

Томас Харрисон

 

На западном склоне Алупки взялись рыть котлован под фундамент православного храма во имя Св. Архистратига Михаила, прообразом которого стал античный перипетр храма Тезея в Афинах. Чуть ниже его возникла небольшая «итальянская» гостиница, а по соседству с ней – дом садовника со всеми необходимыми службами: питомниками, рассадниками и теплицами, потребными для разведения редких экзотических растений и цветов. Наряду с оливковыми, фруктовыми и виноградными плантациями предусматривалось создание большого декоративного парка…

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

Основным источником поступления саженцев являлся Никитский ботанический сад. Именно оттуда были получены первые виноградные лозы, оливки, фруктовые деревья и очень много кипарисов. К середине XIX века флора парка имела, не считая цветов, более 270 видов деревьев и кустарников.

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

Директор сада Н.А. Гартвис, создавший коллекцию роз, помог украсить парк редкими сортами этих дивных цветов. Специально для Алупки была выведена целая серия новых сортов, отдельная группа которых называлась «воронцовианой», а роза «Графиня Елизавета Воронцова» селекции 1829 года даже вошла в мировой каталог роз…

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

…Созревала мысль создать среди парка и вписанных в него усадебных построек величественный дворцовый комплекс, соответствующий богатому историческому прошлому края и красоте его горного ландшафта… В 1829 году внезапно скончался, так и не успев подготовить необходимые рабочие чертежи, Харрисон.

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

Поэтому возник вопрос о новом проекте. Его подготовил другой архитектор, восходящая звезда нового романтического направления в архитектуре Англии, Эдуард Блор (1787-1879). Он получил также известность как друг знаменитого Вальтера Скотта и участник строительства его замка Абботсфорд в Шотландии…

 

Архитектор Эдуард Блор

Эдуард Блор

 

В рекордно короткий срок, во время пребывания Воронцова в Англии в 1832 году, Блор изготовил весь пакет проектных чертежей пяти корпусов дворцового комплекса, включая отдельные шаблоны и рисунки пластических украшений для фасадов и интерьеров, как в «готическом» выражении, так и с учётом восточного колорита Крыма, на чём настаивал заказчик…

 

Воронцовский дворец в Алупке 

 

Корпуса воздвигались в следующем порядке. Первым, в 1834 году, появился Столовый корпус, за ним в 1837-м – Центральный, через год – Зимний сад (Оранжерея) и Бильярдная. В 1844 году одновременно подошли к завершению хозяйственных построек и Шуваловского (гостевого) корпуса; самым последним – в 1846 году был вчерне закончен Библиотечный корпус. Окончание всех работ торжественно праздновали в начале сентября 1848 года вместе с 50-летним юбилеем государственной службы М.С. Воронцова, из которых 25 лет он с честью и славой отдал военному поприщу и 25 – гражданскому…

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

  Наибольшую близость к английским дворцам XVI века, эпохи Елизаветы Тюдор, обнаруживает северный фасад центрального корпуса. Небольшие симметричные выступы эркеров и ризалитов, в сочетании с более крупным объёмом парадного входа, живописной игрой своих масс скрадывают впечатление монотонности от растянутого по горизонтали фасада. Равномерное чередование в двух этажах больших оконных проёмов в обрамлении узких гранённых полуколонок создаёт ощущение торжественного и строгого ритма, радует глаз благородством и законченностью отделки даже в мельчайших деталях.

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

Нижнюю несколько тяжеловесную кладку стен зрительно облегчает целый лет башен с луковицами куполов, секции дымовых труб с навершиями флеронов, зубцов и шпилей.  Несмотря на их явно норманское происхождение, внимательный глаз тут сразу же отметит необычайное сходство с минаретами и куполами Востока. Особенно этот эффект возрастает со стороны восточного и южного фасадов.

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

В лучах восходящего или заходящего солнца они действительно напоминают мавританский дворец. Самым выразительным акцентом здесь служит портал южного входа. Его мощные, словно монолитные опоры сведены на двадцатиметровой высоте двойной подковообразной фестончатой аркой. Стены глубокой ниши увенчаны куполом. Ласточкиными гнёздами прилепились здесь три майоликовых резных балкончика. Снаружи и внутри портал бога декорирован орнаментальной рельефной резьбой по камню и стюку.

 

 

Воронцовский дворец в Алупке 

 

На фризе шестикратно выведена арабская вязь: «Нет победителя, кроме Аллаха». Не кто иной, как сам создатель сказок «Альгамбры» Вашингтон Ирвинг мог подсказать её Э.Блору… Не исключено, что под впечатлением Альгамбры, чью архитектуру так красочно описал В.Ирвинг трактована крыша воронцовского дворца. Она напоминает собой миниатюрный городок с башенками, минаретами и даже проложенными между ними улочками.

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

И везде открываются несравненные по живописности, захватывающие дух виды. Архитектор намеренно замаскировал переход от Библиотечного корпуса к Центральному.  С южной стороны он выглядит узорчатой готической рамой в величественной панораме Ай-Петри. Но стоит обернуться, и ты уже во власти другой стихии – моря. Прямо за парапетом придворцовой террасы его синяя чаша вздымается под дугообразной линией горизонта.

 

Воронцовский дворец в Алупке 

 

Все нисходящие за ней террасы искусно спрятаны под верхней-Львиной. Вот где отчётливо чувствуется, что рельеф Алупки является амфитеатром. Слева и справа от дворца его отроги спускаются к морю, а северной границей служит Ай-Петринская гряда, перекликающаяся с очертаниями дворцового ансамбля…

 

Воронцовский дворец в Алупке 

 

Последние годы кавказского наместника, обласканного царём, получившего от него многие монаршие милости, а главное – титул светлейшего князя и генерал – фельдмаршала, омрачились событиями войны 1853-1856 годов и поражением в ней русской армии. К этому прибавились огорчения личного порядка: ранение и контузия сына под Севастополем и участие на стороне врага родного племянника – военного министра Англии сэра Синднея Херберта, что, безусловно, приблизило кончину светлейшего князя.

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

Согласно завещанию, наследником Алупки стал единственный и, увы, бездетный сын – светлейший князь Семён Михайлович Воронцов (1823-1882) …

 

После поспешной эвакуации части крымских татар по окончании Крымской войны светлейший князь постарался скупить оставляемые ими земли, благодаря чему значительно округлилось и алупкинское имение. Правда, как благоприобретённые эти земли после кончины Семёна Михайловича отошли в собственность жены, а потом её братьев, князей Трубецких. Наследником же майоратной Алупки оказался сын дочери Михаила Сергеевича Воронцова – граф Павел Андреевич Шувалов (1844-1885), который обязан был взять – по условиям завещания – титул светлейшего князя Воронцова…

 

Воронцовский дворец в Алупке

 

Павла Андреевича, так же как и его младшего брата Михаила Андреевича (1846-1903), ближайшие родственники считали больными, не способными иметь потомство, тем более, управлять фамильными ценностями, и учредили над ними опеку. Поэтому с 1883 года Алупка фактически управлялась опекунами с помощью назначаемых ими служащих, которые довольно часто менялись, что конечно, не лучшим образом сказывалось на хозяйственной деятельности и общем состоянии имения.

 

К тому же между вдовой Семёна Михайловича и представителями опеки вплоть до её смерти постоянно велись судебные тяжбы за движимое и недвижимое имущество в Алупке. Кончилось тем, что светлейшая княгиня М.В. Воронцова приказала управляющему вывезти на её виллу в Италии большую часть убранства дворца, которую считала своей собственностью. Всё это потом продавалось с аукциона и даже перекупалось следующими наследниками Алупки.

 

Только в 1904 году, после смерти светлейшего князя Михаила Андреевича, это имение перешло в руки его родной сестры, графини Елизаветы Андреевны Шуваловой (1845-1923)…В 1905 году, после окончания русско-японской войны, хозяйственные корпуса дворца были специально переоборудованы под санаторий для лечения раненых воинов, и он содержался на деньги Воронцовых-Дашковых…

 

После прихода советской власти в Крым уже в ноябре 1920 года в национализированном дворце приступили к организации музея, а через несколько месяцев собрался первый съезд музейных работников и предопределил ему роль «Международного пританея»- места встреч интеллектуалов разных стран», надеясь тем самым предотвратить разграбление музея.

 

Но полностью избежать этого не удалось. Сначала дворец-музей «разбогател» за счёт изъятых из других дворцов Крыма ценностей. А уже 1921 года их вывозом за границу занялся экспортный фонд. Разразившийся скандал приостановил эту акцию. Вслед за тем начали появляться одна за другой комиссии и изучать вопрос: а действительно ли необходим пролетариату чуждый ему по духу музей? Только благодаря самоотверженности самих музейных работников и поддержке со стороны культурной общественности страны его удалось отстоять.

 

11 августа 1921 года Алупкинский дворец объявлен музеем. Во время Второй мировой войны, хотя и был нанесён существенный урон некоторой части коллекции, но всё же дважды удалось предотвратить готовящийся взрыв дворца – первый раз при отступлении Красной Армии из Ялты, второй – в начале 1944 года, во время бегства гитлеровцев из Крыма. За это был соответственно «щедро награждён» десятью годами концлагеря и поражением в правах директор музея С.Г. Щеколдин.

 

В период Ялтинской конференции, в феврале 1945 года, во дворце и прилегающих домах и службах разместилось более 500 человек английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем, после чего музей так и не открывался. Дворец и часть парка вошли в ведомство государственных дач как спецобъект № 3. Этот штамп до сих пор фигурирует на целом ряде экспонатов музея.

 

 В 1953 году госдача перестала существовать и её решено было отдать под санаторное учреждение… Пока стоял вопрос быть или не быть санаторию, из дворца успели вывезти 40 000 экспонатов бывшего музея, в том числе уникальную библиотеку Воронцовых, раздав из разным музейным и архивным хранилищам СССР, а заодно растеряв или уничтожив довоенные инвентарные описи.

 

 И на этот раз мнение культурной общественности страны сыграло свою решающую роль. В 1956 году в парадных интерьерах трёх корпусов вновь открылась постоянная экспозиция, куда медленно и с трудом начали возвращаться экспонаты прежнего музея…На сегодняшний день фонды музея насчитывают свыше 26 тысяч экспонатов…

Музей ведёт большую научно-просветительскую и экскурсионную деятельность.

 

Официальный сайт - worontsovpalace.org

Написать отзыв

Ваше Имя:
Оценка: Плохо           Хорошо

Ваш отзыв: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.

Введите код, указанный на картинке: